IK-architects | 7 советских дизайнеров, которых нужно знать
2001
post-template-default,single,single-post,postid-2001,single-format-standard,edgt-cpt-1.0.2,ajax_fade,page_not_loaded,,homa-ver-1.6.1,vertical_menu_enabled, vertical_menu_left, vertical_menu_width_290, vertical_menu_with_scroll,smooth_scroll,side_menu_slide_from_right,blog_installed,wpb-js-composer js-comp-ver-6.0.5,vc_responsive

7 советских дизайнеров, которых нужно знать

Михаил Калашников, конструктор самого известного в мире автомата, скончался вчера на 95-м году жизни. AK-47 — не просто оружие — это архетип, навсегда оставшийся в поп-культуре. Мы вспомнили ещё семерых великих советских дизайнеров, которые создали узнаваемые объекты прошлого.

 

— ГАДЖЕТЫ —

Дмитрий Азрикан

разработчик концепта компьютера
«Сфинкс», 1987

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №2.                               7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №3.

Своим любимым проектом Дмитрий Азрикан считает «Сфинкс» — проект умного дома, созданный совместно с Алексеем Колотушкиным и Валерием Госсеном на международном семинаре «Будущее часов» в Ереване. «К чёрту часы!» — вспоминает дизайнер Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) свой ход мысли в интервью журналу INTERNI Russia. Вместо того, чтобы перепридумывать дизайн стрелок, Азрикан задумался о чём-то похожем на сегодняшний iPhone. «Сфинкс» — в то время «система электронного оснащения жилища» — предвосхитил идеи компании Apple и Google, которые сегодня создают целые экосистемы гаджетов.

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №4.

В проект входили сферические акустические колонки, монитор, головные телефоны, ручной пульт со съёмным дисплеем, футуристичный дисковод для дискет, процессор с тремя блоками памяти и многое другое. «В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что даёт возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи», — писал журнал «Техническая эстетика» в 6 номере за 1987 год.

— АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИЗАЙН —

Светлана Мирзоян

проектировщик автобуса 
«Латвия», 1960

 

 

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №5.                                    7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №6.

Светлана Мирзоян, как и Дмитрий Азрикан, работала во ВНИИТЭ, если точнее, то в Специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) в Риге. Но главный свой продукт она создала за несколько лет до перехода в бюро. Сразу после окончания Высшего художественно-промышленного училища в Ленинграде, дизайнер отправилась работать на Рижский завод автобусных кузовов. По легенде, Мирзоян выбрала место работы, с первого взгляда влюбившись в необычный микроавтобус RAF Spriditis, который увидела на улице.

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №7.                                   7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №8.

Уже в 1960 году микроавтобус «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже.

— АРХИТЕКТУРА —

Борис Лахман

автор самого известного российского
забора ПО-2, конец 70-х

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №9.

Бетонные заборы с ромбиками — символ «тёмной» России 90-х, который был изобретён главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». В интервью журналу Esquire Борис Лахман, эмигрировавший в США, рассказывает: «Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени?» Сегодня бетонный забор, получивший обычное советское название ПО-2, — вслед за Калашниковым становится предметом рефлексии современных художников. 12 февраля этого года в галерее XL уличный художник 0331С представил серию фарфоровых статуэток, воспроизводящих панели забора с различными надписями и граффити.

— УПАКОВКА —

Ираида Фомина

этикетка «Сгущённого молока», 30-е годы

Про художницу, оформившую этикетку «Сгущённого молока», почти ничего неизвестно. Как пишет стрит-артистЕвгений Насыров, архивы Главмолока были просто выброшены на свалку из-за отсутствия финансирования в 90-е годы, и долгое время имя автора никому не было известно. Современные художники сравнивают легендарную жестяную банку «Сгущёнки» с американским консервированным супом Campbell’s. В общем, так и есть — даже современные покупатели отдают предпочтение сгущёнке в каноническом дизайне.

                                                                                                             Плакат Владимира Шрейдера. Изображение №10.

Плакат Владимира Шрейдера

 

 

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №11.

 — ПРОМДИЗАЙН —

Вера Мухина

архитектор, создательница гранёного стакана, 1943

По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала семнадцатигранный стакан с ободком. Версия реалистичная — Вера Игнатьевна возглавляла Мастерскую художественного стекла в Ленинграде и сотрудничала со стеклозаводами. К тому же, как пишет Fontanka.ru, достоверно известно, что автором пивной кружки является именно она.

 

 

                                                                                                                     7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №12.

— ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН —

Владимир Арсентьев

создатель логотипа Олимпиады-80, 1975

7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №13.

Официальное название эмблемы не такое элегантное, как сам логотип: «От стартов ГТО — к стартам Олимпийским». Знак стал одним из главных брендов СССР 80-х годов — силуэт Московского государственного университета (или Спасской башни) в виде беговых дорожек с олимпийскими кольцами в основании. Если олимпийского мишку придумал иллюстратор Виктор Чижиков, то с автором символа Олимпиады-80 не всё так гладко: существует версия, что студент Строгановки Владимир Арсентьев просто украл идею логотипа у другого художника Виктора Никитченко. Правда претензию в плагиате Генеральный прокурор СССР не удовлетворил.

                                                                                                                      7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №14.

Путаница произошла во многом потому, что логотип был прислан на всесоюзный конкурс, который был объявлен в 1975 году. Как пишет журнал Kak.ru, было прислано свыше 26 тысяч эскизов от 8 500 авторов.

— ПРОМДИЗАЙН —

Михаил Оленев

автор эскизов Лампы настольной, 1968

                                                                      7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №15.                                                             7 советских дизайнеров, помимо Калашникова, которых нужно знать. Изображение №16.

ФОТО: Московский музей дизайна

Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, были созданы для музеев, банков и гостиниц. Это не случайность — советский дизайн вообще предназначался в первую очередь «для страны» и только потом для человека. Тем не менее в 1970-е годы Оленев разработал эргономичную и элегантную лампу, которая без затей была названа по-конвейерному — «Лампа настольная». Про Оленева можно почитать в воспоминаниях Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»: «…он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш «Кохинор 6В», думал и по кальке правил проект…

А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… Мне, когда я проектировал южный вокзал, он нарисовал шарманщика на перроне, а в небе — глазастый вертолёт, с которого спрыгнул парашютист в железнодорожной форме».

Нет комментариев

Sorry, the comment form is closed at this time.